Рекомендации Консультативного Совета При Судейском сообществе Липецкой области, принятые на заседании от 08.06.2006г.

1. В силу положений ст.ст. 85 и 87 ФЗ «Об исполнительном производстве», судебные приставы-исполнители наделены правом привлекать должника к ответственности в виде штрафа в порядке, установленном настоящим Законом.

С 01.07.2002 года вступил в силу Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, который установил, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Федеральным законом № 196 от 30.12.2001 года «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» установлено, что с момента вступления в силу настоящего Кодекса были признаны утратившими силу множество федеральных законов и подзаконных актов, ранее регулировавших порядок привлечения к административной ответственности. Вместе с тем, законодатель не признал утратившими силу и не изменил нормы ФЗ «Об исполнительном производстве», положения которых действуют до настоящего времени. Из анализа вышеназванных норм следует, что законодатель предусмотрел для судебных приставов-исполнителей возможность применения к должникам и другим лицам, совершившим указанные в этом законе противоправные действия, меры ответственности в виде штрафа без применения процедуры, предусмотренной КоАП РФ.

Таким образом, судебный пристав-исполнитель при производстве исполнительных действий вправе руководствоваться положениями вышеназванных статей ФЗ «Об исполнительном производстве», и выносить постановление о привлечении должника к ответственности в виде штрафа за неисполнение судебного решения, при отсутствии в действиях должника состава административного правонарушения, предусмотренного Кодексом РФ об административных правонарушениях.

При этом необходимо строго придерживаться правила о том, что в случае привлечения к ответственности за действия, содержащие признаки административного правонарушения, как должника, так и иных лиц, производство по делу должно осуществляться в порядке, предусмотренном КоАП РФ (п. 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 от 24 марта 2005 года «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Следовательно, в одних случаях судебный пристав-исполнитель вправе привлечь должника к ответственности в порядке, предусмотренном ФЗ «Об исполнительном производстве», а в других обязан строго соблюдать порядок и процедуру, предусмотренную КоАП РФ. При этом он должен исходить из того, является ли правонарушение административным или нет.

Так, согласно ч.1 ст.2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным правонарушением признается противоправное виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, судебный пристав-исполнитель вправе привлекать участников исполнительного производства к ответственности, установленной ст.ст. 85 и 87 ФЗ «Об исполнительном производстве», и все связанные с этим споры должны рассматриваться в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством или арбитражным процессуальным законодательством. В случае, когда имеют место признаки административного правонарушения, должно быть возбуждено именно административное производство, которое подлежит рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Сервис временно не доступен