Рекомендации Консультативного Совета при Судейском сообществе Липецкой области, принятые на заседании 07.07.2011 г

При рассмотрении дел о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за осуществление предпринимательской деятельности по организации и проведению азартных игр без специального разрешения (лицензии) необходимо учитывать следующие положения:

1. Протокол осмотра места совершения административного правонарушения должен содержать:

  • описание помещения, где расположены игровые автоматы,
  • подробное описание внешнего вида самого оборудования с указанием, находилось ли оно в рабочем состоянии, его местоположение, идентифицирующие признаки (если имеются),
  • количество человек в осматриваемом помещении, их поведение и фактические действия в момент начала осмотра,
  • наличие сотрудников, проверяемой организации (индивидуального предпринимателя) и документы, подтверждающие их должностное положение и отношение к организатору азартной игры,
  • документы, подтверждающие право владения, пользования проверяемым помещением и оборудованием,
  • ключи доступа к программному обеспечению игровых автоматов,
  • описание рабочего места сотрудника проверяемой организации (индивидуального предпринимателя).

2. При проведении осмотра желательно присутствие эксперта (специалиста) для того, чтобы иметь возможность на месте определить признаки, позволяющие отнести осматриваемое оборудование к «игровому» и его очень подробное описание. Экспертиза обязательна при отсутствии иных доказательств.

3. При проведении опроса свидетелей необходимо устанавливать личности присутствующих по имеющимся у них документам либо иным образом.

Опрос должен быть целенаправленным, с постановкой вопросов о том, что каждый из присутствующих делал за конкретным игровым автоматом и предполагал ли он возможность получения выигрыша при совершении определенных действий и наступлении заданных условий. В дальнейшем полученные сведения должны быть оформлены в качестве свидетельских показаний с обязательным предупреждением свидетеля об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (п. 5 ст. 25.6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях).

При достаточности иных доказательств отсутствие свидетельских показаний не исключает возможность привлечения лица к административной ответственностью.

Отказ от дачи пояснений должен быть зафиксирован в протоколе при этом участие понятых обязательным не является.

4. Для квалификации правонарушения по части 2 статьи 14.1. КоАП РФ достаточно только возможности получения выигрыша, поэтому данное обстоятельство может подтверждаться свидетельскими показаниями. Факт нахождения игрового оборудования в помещении сам по себе не свидетельствует об осуществлении деятельности по организации азартных игр с помощью игровых автоматов.

Для квалификации в качестве деятельности по организации и проведению азартных игр по части 2 статьи 14.1. КоАП РФ использование игровых автоматов обязательным не является.

5. Необходимым условием для привлечения определенного лица к административной ответственности  как предполагаемого организатора азартной игры  является установление факта наличия трудовых или гражданско-правовых отношений между физическим лицом, принимающим ставки и выдающим выигрыш, и юридическим лицом (индивидуальным предпринимателем), в отношении которого составлен протокол.

6. Для применения конфискации игрового оборудования необходимо наличие доказательств, подтверждающих право собственности на это оборудование, у лица, привлеченного к административной ответственности. Недопустимо применение конфискации игровых автоматов у лиц, владеющих ими на иных законных основаниях (по договору аренды, безвозмездного пользования и т.п.).